Выездное занятие
Творческий индивидуальный подход как фактор развития детей с особыми возможностями здоровья: хроника выездного занятия в детский сад № 1757
11 декабря 2015 года прошло выездное занятие по дисциплине «Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение» доцента кафедры общей и клинической психологии МГИ им. Е.Р. Дашковой Чебаковой Юлии Владимировны со студентами групп КПо13-1 и КПо12-1 на базе детского сада № 1757 (дошкольного отделения ГБОУ Гимназии № 1596) в районе Новопеределкино. В детском саду № 1757 есть четыре группы детей с ОВЗ (особыми возможностями здоровья), в каждой из которых работает целая команда специалистов - воспитатель, дефектолог, логопед, психолог. В отличие от обычных групп, численность детей с ОВЗ в группе меньше (не более 15 человек по сравнению с 25 в обычной группе).
Сам термин ОВЗ был введен как социально реабилитирующий и отражающий гуманный подход к детям с дизонтогениями, которым требуется особая социальная среда для развития.
Выезжали рано утром, чтобы провести день с детьми с ОВЗ, окунуться в атмосферу их жизни в первом социальном институте, который многим дает путевку в мир равных возможностей обычных детей в школе. Нас встретили как дорогих гостей и предложили присоединиться к команде специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. Студенты разделились на малые группы для наблюдения за детьми в трех группах – «Ромашка», «Винни-Пух» и «Карлсон». В уютных просторных помещениях, заполненных игрушками и изобилующих яркими цветами, сразу чувствовалась домашняя атмосфера праздника. В каждой группе детей делили на две части. Первая часть детей оставалась с воспитателем на развивающем уроке, вторая часть уходила на занятие с дефектологом в другую комнату.
Студенты имели возможность посмотреть занятие дефектолога и поприсутствовать на уроке воспитателя, а также посетить индивидуальные занятия детей с психологом. В группе «Карлсон» на уроке воспитателя дети изучали свойства воды в форме настоящего научного эксперимента, а на занятии с дефектологом увлекательно осваивали новую букву. Психолог проводил песочную терапию и использовал воду в работе с детьми с ранним детским аутизмом. Студенты включились в творческую интерактивную среду и стали частью игрового развивающего пространства детей. Затем мы провели два нейропсихологических обследования детей, одно из которых проводила студентка третьего курса Сыругина Анастасия под контролем дефектолога.
После совместной прогулки с детьми и подвижными играми с ними за горячим чаем мы поделились впечатлениями и обсудили, какие же варианты дизонтогенеза представлены в детском саду, как построен коррекционно-развивающий процесс, проанализировали результаты индивидуального нейропсихологического обследования детей с ОВЗ в сравнении с обычными детьми той же возрастной группы.
Самые сильные впечатления от выездного занятия - творческий, индивидуальный подход к каждому ребенку, преданность команды специалистов собственной работе, атмосфера любви и эмоциональная включенность в общее дело, превращение самых обычных повседневных занятий в праздничный мир, наполненный волшебством и новыми открытиями - все, что необходимо для создания особой, социально обогащенной, развивающей среды для детей с ОВЗ. В специальных группах, с которыми студенты провели половину дня, были представлены дети с разнообразными задержками психического развития, в т.ч. общим недоразвитием речи, искаженным развитием в рамках раннего детского аутизма, дефицитарным развитием сенсорных систем (слуха, зрения), дефицитом внимания с гиперактивностью.
Выражаем нашу искреннюю благодарность главному организатору выездного занятия, старшему воспитателю Зенкиной Ирине Викторовне, воспитателям Малыхиной Наталье Михайловне, Булоховой Юлии Александровне, Никитиной Анне Сергеевне, учителям-дефектологам Колывагиной Елене Васильевне, Ахапкиной Вере Александровне, учителю-логопеду Перфиловой Людмиле Валерьевне, педагогу-психологу Паниной Валентине Сергеевне.
К.пс.н. Чебакова Ю.В.