1
МГИ им. Е.Р. Дашковой закрыт

Кран, первая камера плавно… Пишем!

Первые слова, услышанные нами в аппаратной, сначала показались совершенной абракадаброй. Правда, уже через несколько минут наблюдения за работой режиссера и творческой бригады многое прояснилось. На часах – 11 утра, на календаре – 31 марта, в студии информационно-развлекательного канала «Настроение» начинается выездная лекция Елены Александровны Киселевой для студентов факультета журналистики. Но обо всем по порядку…

Административные и технические службы канала «Настроение», транслируемого по ТВЦ, располагаются в одном из павильонов Мосфильма. Чтобы туда попасть, приходится миновать несколько коридоров, и путь наш занимает не меньше получаса. (фото 1)

 
Но дело тут не в длине коридоров. Разве можно равнодушно пройти мимо витрины с костюмами Гайдаевской троицы – Труса, Балбеса и Бывалого, анимированного макета церкви из фильма «Вий» с Панночкой, Хомой Брутом и Вием, или «Чеховской комнаты» с антикварным реквизитом? Наконец, не без труда преодолев соблазны, мы добираемся до телестудии. (фото 2, 3, 4, 5)

Знакомство с работой телеканала начинается для нас с режиссерской аппаратной. Это просторная комната с высоким потолком и окном во всю стену, центр ее занят режиссерским пультом, а на правой стене расположились шесть огромных мониторов. На экраны мониторов выведено изображение со всех камер в студии, и разная техническая информация – текст телесуфлера, рекламная заставка, таймер, и т.д. За пультом сидят режиссер передачи и сотрудники, отвечающие за свет и звук, перед ними – клавиатуры, контрольные мониторы, всяческие переключатели и микрофоны. (фото 6)

Все реплики в аппаратной произносятся в микрофон. Поскольку через динамики идет еще и звук из гостевой студии, где происходит сам процесс съемки, нам не сразу удается понять, чьи разговоры мы слышим: режиссера или ведущих. Потом становится ясно: в разговоре участвуют почти все… Естественно, записывается только речь ведущих, но со стороны слушать это довольно забавно, поскольку уровень громкости одинаковый. Происходит все примерно так:

Режиссер: Кран, первая, сразу все пишут.

Ведущая: Саша, ты знаешь, насколько полезен гранатовый сок? Медики из института Эдинбурга…

Режиссер: Стой! Первая камера плавно.

Реплика с пульта: Помедленнее, я записываю…

Реплика из гостевой студии: Сейчас он промокнется, у него нос стал блестеть.

Режиссер: Кран полетел. Пишем.

Ведущий: Это, и не только, совсем скоро…

Режиссер: Кран крупно, вторая.

Наконец, съемки первой передачи закончены, и мы переходим в гостевую студию, где как раз в разгаре подготовка к следующим съемкам. Если аппаратная поразила нас количеством техники на один квадратный метр, то студия поражает своими размерами. Это большой павильон размером с неплохой спортзал, потолок высотой метров десять теряется во мраке, сверху на штативах свисают десятки прожекторов, все – пронумерованы. (фото 7, 8)

Студийный павильон условно поделен на несколько зон. В одном углу стоит журнальный столик и пара диванов, для «доверительных» бесед с гостями передач, в другом устроен кусочек столовой: обеденный стол и стулья в окружении искусственной зелени, посередине – «кухня», с кухонным островком и полками для посуды. Именно на кухне будет сниматься очередная передача, ее тема – «Растворимый кофе». Приглашенный эксперт Ирина Виноградова расскажет о видах и способах приготовления растворимого кофе. Пока идет подготовка к съемкам, Елена Александровна вполголоса комментирует нам происходящее. (фото 9)

Кухонный уголок окружен камерами, слева нависает громада операторского крана. Камеры пронумерованы, теперь становятся понятны команды режиссера в аппаратной, приказывавшего переключить картинку с первой камеры на вторую. Напротив кухонного уголка – место оператора-постановщика, перед ним – несколько мониторов. На один из мониторов выведено изображение кухни, такой, какой увидят ее зрители. Члены съемочной бригады обсуждают варианты расстановки аксессуаров на кухонном столе, переставляя банки и вазочки. Выведение картинки на монитор позволяет выбрать наиболее удачную цветовую гамму и композицию предметов в кадре, чтобы не было пустых мест, чтобы ничто не загораживало от камеры ведущих, и т.д. Осветители тоже заняты делом: при помощи длинных шестов дотягиваются до висящих под потолком прожекторов и меняют направление световых потоков. Наконец, все готово к съемке. Наблюдать за процессом непосредственно из гостевой студии даже интереснее, чем из аппаратной. (фото 10)

Ведущие произносят свой текст, поворачиваясь в сторону то одной, то другой камеры. Незаметный наушник позволяет им получать необходимые команды от режиссера или иную информацию из аппаратной. Незаменимый помощник ведущего – телесуфлер, хитрое электронное устройство, зеркально отражающее текст сценария на стекло, расположенное перед объективом камеры. Поэтому ведущий может читать текст, смотря прямо в объектив, то есть в глаза зрителю. Операторский кран периодически опускается ближе к ведущим, позволяя дать крупный план происходящего, вроде процесса открывания банки с кофе, продемонстрировать, как выглядят разные сорта растворимого кофе вблизи, и т.д. Съемка передачи длится около получаса, некоторые моменты переснимают несколько раз, чтобы записать наиболее удачный результат. Но монтаж происходит после съемок, его нам увидеть не удается. Кстати, окончательный хронометраж этой передачи про кофе во время демонстрации на канале ТВЦ составил в итоге 5 минут 48 секунд.

Наконец, камеры выключены, и нам позволяют побродить по студии и примерить на себя «роль» оператора или ведущего. В финале – обязательная совместная фотография «на память», с ведущими Аленой Горенко и Сашей Серебренниковым. (фото 11, 12, 13, 14)

Выходя со студии, мы заглядываем в гримерную – там уже гримируют нового гостя для следующей передачи. (фото 15)

Обращаем внимание на любопытное объявление, приколотое к доске в гримерке. Там перечислены основные требования начальника отдела стилистов к ведущим:

– подбор и комплектацию эфирных костюмов осуществляют только стилисты;

– эфирные прически утверждаются руководителем отдела стилистов;

– ведущим программы «События» не использовать лак для ногтей ярких оттенков.

Наша выездная лекция закончена, мы снова идем длинными мосфильмовскими коридорами, теперь уже по направлению к выходу. Новых впечатлений масса, кажется, что за эти полтора часа пребывания в студии узнали больше, чем на десятке других занятий… (фото 16)

Проходя мимо приоткрытых дверей других съемочных павильонов мы обнаруживаем знакомые декорации – тут явно снимают какую-то музыкальную программу вроде «Один в один», а вот здесь – «Танцы со звездами». Но это уже совсем другая история…

 

рейтинг: 
Средняя: 10 (4 оценок)